Подростковый возраст

Автор статьи Прусакова Наталья
Наталья Прусакова Последнее обновление:

Подростковый возраст значительно помолодел, может начаться в 10-11 лет и это нормально.
То, что начинает происходить с еще вчера милым , послушным ребенком, шокирует родителей.
Приведу образ, который описала психолог Лиза Дамур: «Когда ребенок был маленький, он воспринимал вас как мармеладного мишку (мягкого и приятного), и вдруг вы становитесь для него как брокколи…»
На самом деле начинает протекать естественный процесс внешнего отделения подростка от родителя. Завершается такая естественная до этого момента привязанность с близкими взрослыми.

Подростковый возраст


Анна Фрэйд утверждала: Быть нормальным в подростковом возрасте — ненормально. Типичный подросток живет в квартире, как квартирант. Настолько не тактичный, что вызывает тревогу младших и старших членов семьи.
И это правда. Несмотря, что это сложный период для обеих сторон, пройти его необходимо,
потому что этот возрастной кризис несет в себе много задач.

Подростковый возраст можно разделить на 3 этапа:

1. Ранний подростковый возраст (12-13 лет). Этот период предназначен для решения ребенком трех важных проблем:
— Мое тело
— Отношение к родителям
— Социальная стая.
2. Средний подростковый возраст (15-17 лет). Здесь главными задачами являются:
— Сексуальная самоидентичность
— Уход от социальной стаи к созданию пары с противоположным полом.
3. Поздний подростковый возраст (17-19 лет). На этом возрастном этапе должны решаться главные вопросы человека:
— Определение цели
— Выбор жизненного пути.

Если обобщить, описанное выше, подростку необходимо решить 4 основные задачи:

1. Сепарация от родителей (или других близких взрослых)
2. Индивидуализация или самоопределение
3. Образование новых привязанностей и связей
4. Образование новой целостности.

А теперь раскроем три этапа подросткового возраста подробнее.

Ранний подростковый возраст

Этот этап сопровождает, как правило, неприятными для детей изменениями в теле: удлинение конечностей, появление вторичных половых признаков, дополнительного волосяного покрова, прыщей, ломки голоса у мальчиков. Они часто напоминают инопланетян, и для того чтобы приспособится к этим изменениям нужно время.

Также происходит процесс развенчания естественной идеализации родителей. Ребенок отделяется от родителей, а инструментом для этого служит подростковая агрессия, которая проявляется в виде непослушания, протестов и вызовов взрослым.

Ранний подростковый возраст

Однако тинэйджер еще нуждается в родителях, и, испытывая противоречивые чувства, частенько возвращается в детство. Происходит регресс. Это похоже на качели: то ребенок качает права с на равных, то как ни в чем не бывало, играет в игры, смотрит детские мультфильмы и передачи, льнет к родителям, в поисках ласки.

Это иногда пугает и настораживает родителей. Однако стоит понимать, что это нормально: отпрыск еще только делает первые вылазки во взрослую жизнь, но уйти в нее полностью еще не может.

Некоторые дети в раннем этапе только регрессирует, что начинает раздражать родителей. Такое противостояние помогает им сепарироваться.

В обоих сценариях ребенок является инициатором отделения родителей от себя на некоторую дистанцию.

Второй задача индивидуализация, заключается в том, что подросток воспринимает потерю родителя как самого себя. Следовательно он теперь начинает создавать новую концепцию своего «Я».

Приходит время, когда они начинают смотреть на сверстников, как в зеркало, в поисках собственной самоидентификации.

Появляются новые привязанности. Место родителей занимают или ровесники, или кумиры (звезды, известные личности).

Дружба в это время как никогда важна для тинэйджэров, однако она необычайно хрупка.
В процессе реинтеграции происходит переоценка собственной ценности подростка в своих же глазах, а также появление внутреннего родителя, который наиболее реален, чем настоящий.

Ребенок уже принимает себя и свое тело таким, какое оно есть . Он уже не отпрыск своих родителей, а самостоятельная личность.

Средний подростковый возраст

В среднем возрастном этапе появляется острая потребность в настоящей дружбе. Считается, что более уверенно себя чувствуют подростки, у которых один, но верный друг. Социальная стая сверстников уходит на второй план. У подростка появляется доверенное лицо в вопросах интимных — влечение к противоположному полу. Оно является основой романтических мечтаний и обсуждений. Парни понимают, что их влечет к девчонкам, а девушки испытывают симпатию к парням.

Средний подростковый возраст

Влечение подростка направлено на конкретного человека, оно бывает взаимным или безответным, приносит радость или разочарование. Юноши и девушки находятся в постоянном смятении. Их мысли направлены на борьбу: как завоевать предмет восхищения, как отстоять право быть рядом. Парни и девчонки учатся ставить цели и делать правильные и неудачные выборы, в их достижении. Поэтому важно пройти этот период с победами и поражениями.

В это время подростки молодые люди получают оценку себя и собственных действий от окружающих. Учатся контролировать собственное влечение , ограничивать его в соответствии с законами и нормами, принятыми в обществе. Что приводит молодежь к осознанию ответственности за себя и окружающих людей.

Первые отношения, влюбленность окрашены, как правило, очень эмоционально. Это нормально, но на родителей ложится важная задача: половое воспитание. Если вы не способны сделать это без стеснения и деликатно, обратитесь за помощью к специалисту или положите на видное место книгу на эту тему.

Если ваш отпрыск пока не спешит с переходом в романтическую фазу, не волнуйтесь. Статистика говорит о том, что те юноши и девушки, которые отложили изучение вопросов сексуального влечения и взаимодействия противоположным полом на более поздний срок подросткового периода, имеют более позитивный опыт первых сексуальных отношений.

Поздний подростковый возраст

На последнем этапе подросткового периода, для молодых людей важно начать планировать жизненную стратегию. Однако зачастую их представления о дальнейшей жизни весьма абстрактны. Да, они понимают, что хотели бы счастливую семью и профессиональный успех в будущем, но по статистике только 5-27% четко осознают дальнейшую траекторию жизни.

Поздний подростковый возраст

Это происходит от того, что в большинстве случаев дети это понимание усваивают на бессознательном уровне, наблюдая за семьей, другими родственниками и близкими, при этот не рассуждая на эту тему. Следует отметить, что в редких семьях обсуждают с детьми то, как они видят свое будущее, и еще реже разрабатывают четкий план, как этого можно достичь. Так же вместе с родителями молодежи важно рассуждать о разных вариантах возможного развития событий в будущем. Это формирует у молодых людей реалистичное и осознанное понимание жизни.

На этом этапе важно сформировать жизненную цель подростка и временные перспективы.

Используемые источники:

1. Дэвид Дюмей «Эффективная работа с подростком»

2. Кирилл Хломов «Выбор жизненной траектории»

3. Анна Котенева, Кевгений Кащенко «Откровенный разговор с подростком»

4. Лиза Домур «Семь шагов к взрослой жизни девочек»