Особенности воспитания ребенка

Автор статьи Прусакова Наталья
Наталья Прусакова Последнее обновление:

Воспитание ребенка основывается прежде всего на опыте родителей и на их представлении о том, чего они хотят от своего ребенка в будущем. Это как в любом деле – знаю цель и иду к ней. Например, такие цели, как «Вырастить из ребенка:

  • социально-адаптированную личность;
  • успешного человека;
  • счастливого взрослого;
  • гармонично-развитую личность;
  • гения;
  • талантливого мастера, ученого, музыканта и т.д.;
  • лидера, руководителя;
  • самостоятельного независимого человека….

Вариантов масса, но от выбранной цели зависит вектор, который направлен на конечный результат.

Особенности воспитания детей.

По статистике основная масса родителей вообще не задумывается о том, как воспитывать своего ребенка, т.к. они берут опыт своего собственного воспитания и реализуют его со своими детьми. Некоторые родители ищут более новые и прогрессивные воспитательные теории и двигаются в этом направлении. А кто-то идет от противного: у меня был ужасный воспитательный опыт, и я сделаю все, чтобы у моих детей было все по-другому.

Основное, что нужно понимать в процессе воспитания – это то что он будет уникальным для каждого ребенка. Потому что этот процесс зависит не только от цели воспитания, но и от особенностей ребенка, его возрастной группы, от среды, в которой ребенок растет, от личностных качеств родителей (или того, кто воспитывает), от ситуации и конечно от возможностей создания воспитывающей среды.
И так чтобы разобраться в этом вопросе нужно разобрать основные составляющие воспитательного процесса.

Особенности ребенка

Дети отличаются друг от друга типом личности, темпераментом, биохимическим составом жидкостей в организме, определенной комбинацией выработки гормонов, наследственностью, состоянием физического и психического здоровья, разной степенью умственных способностей, типом мышления, проявлением различных акцентуаций характера, развитием органов чувств и массой других особенностей. В психологии можно найти множество делений людей на группы согласно этим особенностям, это так называемые типологии личностей, в которых всех людей разбивают на определенные группы, и каждый человек может быть отнесен только к одной определенной группе в зависимости от своей уникальности. А т.к. типологий много вы можете найти по типологиям большое количество различных граней себя или своего ребенка, и комбинация этих граней тоже будет уникальная. Как пример можно привести известные типологии личности: Г. Айзенка, К. Леонгарда, Р. Кеттела, К. Юнга, Л. Собчик, Л.Сонди, Э.Кречмера и других.

Возрастная группа

В зависимости от возрастной группы перед детьми стоят определенные задачи и особенности. Поэтому нужно всегда ориентироваться на возраст ребенка в процессе воспитания.

В возрастной периодизации З. Фрейда есть 5 основных периодов:

  1. (0-1,5 года) – удовлетворение биологических потребностей и соединенность с матерью (близким родным), удовольствие от сосания, мать – это жизнь, это любовь, это он сам;
  2. (1,5-3 года) – отделение от матери, мать – агрессор, ругает, наказывает, главенствует в глазах ребенка, стремление отсоединиться от матери физически и поместить ее образ внутри себя, контроль за физиологическими функциями;
  3. (3-6 лет) – осознание своей поло-ролевой идентификации, прохождение Эдипова комплекса (у мальчиков) и комплекса Электры (у девочек), влюбленность в родителя противоположного пола, конкурентная борьба за любимого родителя с родителем одного пола, перенимание комплекса его качеств, свойств и ценностей, и смирение с невозможностью победы, возврат к любви с родителем своего пола.
  4. (6-12 лет) – динамичная социализация ребенка, активность направлена на учебу, хобби, спорт и прочие занятия, привитие норм морали и нравственности, включение волевого аспекта, постепенный уход от влияния родителей к влиянию группы сверстников. Здесь выделяют предподростковый период (10-12 лет) – фантазийное отделение себя от семьи (я не родной) и (или) фантазии и попытки уйти, уехать из дома в какие-то интересные места, за какой-то манящей идеей.
  5. (12-18 лет) – половое развитие и связанные с ним физиологические и психологические трудности, принятие своего тела, себя, внутренние конфликты, определение жизненных стратегий и самое главное – это приобретение независимости от родителей или период сепарации. На этом периоде могут возникнуть проблемы, связанные с неправильным прохождением 1-х трех стадий, и это последний период, когда родители могут это исправить.

Среда развития ребенка

Средой развития принято называть все то, что окружает ребенка и влияет на его формирование. Ребенок нацелен на то, чтобы осваивать, познавать и проникать в среду. Пространство вокруг ребенка должно быть стабильным, но при этом хорошо, если оно устроено так, чтобы ребенок мог бы его менять и проявлять не только познавательную, но и двигательную активность. В качестве примера изменения пространства могут быть различные постройки: всевозможные укрытия и «домики», где можно уединиться от социума, надзирательные пункты, где ребенок может находиться сверху и наблюдать оттуда, динамические постройки (качели, лестницы, кольца, канаты и т.п.), объекты для созерцания, экспериментальные сооружения: создание искусственных рек, запруд, рвов и т.д., постройки, отражающие воссоздание обстановки или предметов из взрослой жизни (поезд из стульев, кровать из подушек и т.п.), сенсорные конструкции и предметы, которые позволяют детям испытывать впечатления через один или несколько органов чувств (например сухой бассейн с шариками, пианино, бинокль и т.д.).

Личностные качества родителей

Научные исследования выявили взаимосвязь личностных особенностей родителей на выбираемый ими стиль воспитания. Так родители более деспотичного характера выбирают авторитарные стили воспитания, а более чувствительные, сензитивные родители – гибкие демократические стили.

Основные стили воспитания

Авторитарный – ребенок лишается свободного выбора во всем, он подчинен воле родителей, их принципам, правилам, требованиям и т.д. Позиция родителя по отношению к ребенку – сверху.

Либеральный – ребенку предоставлена полная свобода действий, отсутствие границ приводит к вседозволенности. Позиция родителей в отношении ребенка – снизу.

Индифферентный – в семье, где родители много работают и устают, заняты своими более важными проблемами, дети растут сами по себе. Нет четкой позиции у родителей по отношению к ребенку.

Демократический – направлен на удовлетворение родителями потребностей ребенка, важных для его развития. Родители занимают позицию на уровне ребенка, но идут впереди него мягко обучая и направляя.

Влияют на развитие ребенка отношения между родителями и семейная ситуация – то есть те обстоятельства, в которых находится конкретная семья (переезд, болезнь одного из членов семьи, семья в стадии развода или в разводе, рождение еще одного ребенка и масса других обстоятельств).

И конечно же нельзя не учитывать влияние в воспитании этнокультурной специфики общества, геополитическое положение страны и уровень ее развития, социальный уровень семьи (социальное положение родителей, доход семьи, ценности семьи и образ жизни).

Все эти факторы формируют личностные особенности ребенка, и это необходимо учитывать при выстраивании родительской стратегии воспитания.

Мировоззрение родителей

  1. Атеистическое научное – все в мире можно объяснить с помощью той или иной науки, говорить можно только о том, что научно обоснованно.
  2. Религиозное мировоззрение – устройство мира согласно представления конкретно взятой религии, где допускается наличие Бога, который определен различными качествами, присущими человеку (карает, дарует, прощает и т.д.). И человека, как его раба (слабого, греховного, благочестивого). Главное для человека в этом взгляде главное строго выполнять религиозные догмы.
  3. Теософское мировоззрение – существуют миры, которые населены Богами и другими существами. Взаимоотношение человека с Богами заключается в свободном выборе самого человека, за который он сам несет ответственность.

К 4-м годам родителям необходимо определиться со своим мировоззрением, т.к. когда придет время отвечать ребенку на вопросы, родитель будет отталкиваться от собственного мировоззрения и показывать ребенку как устроен мир.