Этот метод эффективной поведенческой коррекционной терапии основан на том, что ребенка, который нарушил правила, показательно отделяют от общества с близкими людьми (человеком), сажая на стульчик (скамеечку) «для раздумий».
Правила и этапы метода:
- родители договариваются и разрабатывают правила, которые должны соблюдаться в семье, то есть границы дозволенного (например, у нас в семье: не дерутся, не обзываются, соблюдают распорядок дня (если он есть), уважают старших, убирают игрушки и т.д.). Как правило правила касаются того, в чем родитель с ребенком не может договориться и уже неоднократно возникают конфликты на эту тему
- ребенку нужно объяснить, что в доме устанавливаются новые правила: если ребенок будет их нарушать, за этим последует предупреждение об наказании, если, он не исправится, ему придется посидеть и подумать, почему он сидит в специальном для этого месте, а не в обществе мамы и папы;
- когда ребенок совершил проступок, родитель, подходит к нему, опускается на уровень глаз и гладя в глаза, говорит твердым голосом: «не делай так, ты нарушаешь правило, я делаю тебе предупреждение
- после предупреждения можно сделать паузу, а можно сказать считаю до 3-х (это дополнительное время необходимо, чтобы дать возможность ребенку переосмыслить свой выбор и изменить поведение);
- если ребенок после предупреждения не изменил поведения или не извинился за него, вы берете его за руку (иногда приходится нести на руках) и сажая на стул (опустившись на уровень глаз ребенка и глядя ему в глаза), говорите: ты наказан, потому что делал то-то и то-то, я хочу, чтобы ты посидел и подумал об этом
- затем родитель должен замолчать отойти и засечь время (время изоляции длиться столько минут, сколько лет вашему ребенку, если ребенку 4 года – тайм-аут будет длиться 4 минуты);
- во время «тайм-аута» не стойте над душой у ребенка, уйдите в другую комнату или в противоположный конец комнаты и старайтесь заняться своими обычными делами, сохраняйте самообладание
- если ребенок ослушался и встал с места, родитель твердо возвращает его обратно и заново засекает время (этот процесс поначалу может быть очень долгим и требует физических сил; терпения и настойчивости, главное сохранять спокойствие насколько это возможно и проявлять свою твердость)
- по истечению времени нужно подойти к ребенку, опуститься на его уровень и спросить за что его наказали, если он не сможет внятно ответить, нужно самому родителю это озвучить;
- затем нужно попросить, чтобы ребенок извинился за проступок;
- после извинений нужно поднять ребенка со стула, крепко обнять и поцеловать ребенка, сказав, что вы его любите;
- затем уведите ребенка от этого места
- если ребенок не извинился, и продолжает вести себя вызывающе, садим ребенка на стул, объясняем за что, засекаем время (в соответствии с возрастом) и дальше по схеме
Применяя эту методику нельзя отступать от нее, иначе вы покажите ребенку свою слабость в позиции, непрочность установленных вами границ и непослушание вернется.
Если применять «тайм-аут» в доброжелательном, ровном состоянии, верить в своего ребенка и понимать, к чему вы идете, вы быстро добьётесь результатов и «тайм-ауты» станут редкостью в вашем доме, и то, это будет скорее проверкой ребенком родительских границ на прочность. А так как ощущение ребенком границ рождает в ребенке чувство безопасности и стабильности жизни, ваш ребенок будет чувствовать и вести себя намного лучше.
Этот метод хорошо подойдет для детей с повышенной агрессивностью и (или) сильным волевым характером и стремлением разрушить установленные границы. Этот метод действительно является спасением, когда в семье дети начали командовать родителями и творить, что хотят.
Этот метод не подходит для высокочувствительных детей, для которых твердая интонация голоса – уже наказание.
В каждой семье все уникально, и, например, если в семье несколько детей и один из них очень ранимый, а другой очень сильный и старается прорвать границы, все же лучше использовать этот метод для всех детей в семье, чтобы избежать не равного отношения и разнородности родительских правил и границ в отношении к разным детям. На практике получается, более чувствительный ребенок, посмотрев на наказание другого, избегает нарушения правил, чтобы предотвратить негативные последствия плохого поведения, поэтому к таким детям такой метод применяется очень редко, он обычно заканчивается на этапе предупреждения.
Методику нельзя применять детям до 2-х лет, для этого есть другие методы (отвлечения, отстранения, разыгрывание сценок на игрушках и т.п.)
Плюсы этой методики:
- установление правил и следование им, как ничто упорядочивает жизнь всей семьи, в которой все придерживаются одной линии;
- ребенок четко ощущает границы дозволенного, понимая, что, соблюдая их его жизнь будет стабильна, предсказуема и безопасна;
- «тайм-аут» дает ребенку сделать выбор в пользу хорошего или плохого поведения, и за этот выбор он сам несет ответственность;
- во время изоляции у ребенка происходит протекание 3-х стадий: переживание злости на родителя, отчаянная жалость к себе и стадия принятие родителя как ведущего в данной ситуации, что позволяет ребенку осознавать свою привязанность и быть более чутким в отношении взрослых;
- извинение ребенка и слова любви родителей дают ему понять, что ситуация исправлена и он реабилитирован. Дети очень спокойные и удовлетворенные после завершения этого метода, с убеждением, что все идет как надо;
- благодаря этому методу ребенку можно привить любое внутрисемейное правило;
- в процессе воспитания участвуют все дети в семье, что быстрее и эффективней других индивидуальных подходов к ребенку направляют всех детей к единой цели воспитательного процесса.
Если, применяя методику, вы не соблюдаете всех правил ее использования:
- вы рискуете травмировать психику ребенка
- ребенок может выйти из-под контроля и его поведение вернется в исходное состояние, или станет еще хуже
- можете потерять связь и контакт к с ребенком
- утратите родительский авторитет