Кризис трех лет

Автор статьи Прусакова Наталья
Наталья Прусакова Последнее обновление:

Понятие кризиса 3-х лет применимо только в отечественной психологии.

Кризис трех лет


Этот этап детского развития подробно описал Л.С. Выгодский {1}. Он выделил три черты кризиса:

1. Нельзя точно установить время когда он начинается и заканчивается. Однако середина его выглядит, как резкое обострение в поведении ребенка. Это есть пик кризиса.
2. Трудновоспитуемость периода, когда педагогические воздействия, работающие раньше, приводившие кроху в чувство, уже не работают или не так эффективны.
3. В этот кризис, идет не стремительное развитие личности как в других периодах, а откат или регресс. Например, ребенок уже ел и одевался самостоятельно, а теперь требует помощи взрослых.

Выгодский выделил семь симптомов этого периода {2}:

1. Негативизм. Любые предложения родителей — отвергаются ребенком.
2. Упрямство. Вопреки всему малыш старается добиться того, чего хочет, даже если это для него не важно.
3. Строптивость. Кроха протестует против методов воспитания.
4. Своеволие. Ребенок требует самостоятельности в тех сферах, которые не соответствуют развитию его свойств и умений. Это порождает конфликты между ним и взрослыми.
5. Неповиновение. Выражается, как протестное, бунтарское поведение.
6. Обесценивание. То что раньше было ценным и значимым, перестает таковым быть. Ребенок начинает отталкивать ранее близких ему людей, игнорировать наработанные навыки и привычки.
7. Деспотизм. Дитя старается взять власть над членами семьи. Стремиться, чтобы они выполняли его требования.

Исследования кризиса 3-х лет отечественных психологов Ю.Ю. Улановой и В.Е. Василенко {3} выявили:

1.Возрастной период 2 г. 1 мес. — 2 г. 9 мес. — это предкризисная фаза
2. Начиная с 2 г. 10 мес. дети вступают в кризисную фазу
3. Кризис наиболее остро протекает у девочек
4. Этот период сопровождается появлением таких слов и выражений, как «Я», «Я сам(а)», «не буду / буду», «не хочу / хочу».
5. кризис проходит легче в семьях:
— где мать активно вовлечена в воспитательный процесс, не делегируя другим взрослым
— полных
— с тремя детьми (по отношению к семьям неполным и с двумя сиблингами)
— где дети во время этого периода посещают детский сад (после периода адаптации).

Кризис трехлетнего возраста

О кризисе 3-х лет мы говорим тогда, когда в семье фактически ни дня не обходится без истерики ребенка. И это выглядит своеобразным протестом малыша на волю родителя. Поводом для истерики становится не та еда, одежда, ограничение по времени просмотра мультиков, уход с детской площадки, необходимость себя обслуживать и много другое.
До этого малыш представлял своих взрослых такими гибким, исполняющим все желания , а тут они становятся неуправляемым, постоянно запрещают, ограничивают и не желают давать малютке всего, чего тому хочется. Да и в глазах родителей маленький нежный малыш превращается в монстрика, требующего все и сразу, отрицающего и бунтующего.
Этот период называют еще «кризисом негативизма» и строптивости. Постоянные детские : «Нет!», «Не хочу!», «Не буду!», начинают сводить родителей с ума.
Часто родители пользуются для погашения конфликта авторитарными методами: накричать, заставить замолчать, шлепнуть или напугать, кем-то страшным, кто заберет, накажет. Эти методы так или иначе справляются с истериками, иначе бы их не использовали столько поколений людей. Однако у таких приемов борьбы с детским протестом есть негативные последствия: разрушение доверия и ощущения защищенности у ребенка по отношению к родителю.
Многие взрослые прибегают к избегательной позиции в случае истерик. Они выходят из взрослой позиции и сами начинают кричать: «Успокойся наконец», «Ни каких сил уже нету это выносить», «Делай что хочешь, только прекрати». Тем самым перекладывая на ребенка ответственность за происходящее. Малыш вынужден сам искать выход из сложившейся ситуации. Это приводит одних детей к тревожности «Если мама и папа не способны справится, то что же остается делать мне?», а другие начинают руководить жизненными процессами семьи, становясь ее центром.
А так как гармоничная семья строится на принципах иерархичности, где главным должен быть тот, кто старше, сильнее и опытнее, позиция главного ребенка начинает делать всех членов семейной системы несчастными.

Родительский авторитет


Наиболее эффективным и «экологичным» методом управления протестами ребенка считается авторитетный. Когда родитель проявляет гибкость в ответ на упрямство малыша. Если это не принципиально, он идет на уступки, например, не заставляет есть нелюбимое блюдо или предлагает альтернативу, дать право выбрать одежду самому, поиграть на улице на 10 минут дольше и т. д. Иногда предотвращает надвигающуюся на малыша бурю эмоций: отвлекает, смешит, щекочет. А когда-то спокойно, но строго говорит «нет», если это важно.
Такой подход учит ребенка, разным способам выхода из конфликтных ситуаций: в одном случае согласится, в другом разрядить атмосферу, в третьем стоять на своем. При этом родитель должен быть эмоционально уравновешен и уметь обосновать почему не может пойти малышу на уступки.

Если ребенок расстроился и плачет, пожалеть его: посидеть рядом, обнять или взять на руки. Если ребенок истерит, лучше отойти и подождать, пока чувства не утихнут. И только после этого подойти и объяснить маленькому протестанту, что произошло, и как нужно себя вести правильно. Убедившись, что ребенок все понял и успокоился, нужно сказать о том, что вы его очень сильно любите и никакому конфликту не испортить ваших с ним отношений.
Важным моментом воспитания является доминирование и в тоже время проявление заботы родителей. Это создает необходимые условия для гармоничного развития ребенка.

Кризис 3-х лет — это необходимый период развития человека, когда происходит его естественное отделение от близкого взрослого. Благодаря ему, ребенок учится понимать, что он существует отдельно, а его родители — отдельно. И, что они — это точно не он. Дитя приходит к осознанию, что главный в семье тот, кто несет ответственность, дарит любовь и обеспечивает защиту. И это — родитель.
Этот сложный период несет в себе опасность разрыва крепких доверительных отношений, в случае, если взрослый будет вести себя через чур грубо или слабо. Однако если родители проявляют свою уравновешенность, гибкость, настойчивость, уважение и любовь, это создает крепкую базу для стабильной психики ребенка. Проявления такой взрослой позиции называется здоровой привязанностью. Которая является опорой для длительных и надежных доверительных отношениях между ребенком и родителями.
Если вам, дорогие родители, удастся с достоинством пережить этот кризис, вас ждет впереди несколько лет прекрасного очаровательного нежного возраста, который длится от 4-х — до 7-ми лет.

Используемая литература:

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
2. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
3. Уланова Ю. Ю., Василенко В. Е.Научная статья «ПРОТЕКАНИЕ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ В СВЯЗИ С ФАКТОРАМИ ВОЗРАСТА, ПОЛА, СТРУКТУРЫ СЕМЬИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА» по специальности «Психологические науки».: Вестник Пермского Университета.