Как воспитать ребенка? Мировая практика различных теорий воспитания детей

Автор статьи Прусакова Наталья
Наталья Прусакова Последнее обновление:

Большинство родителей, согласны с тем, что процесс воспитания ребенка является достаточно сложным процессом, требующим большого вложения сил. А также то что работает в воспитательном процессе для одного ребенка, может не работать для другого — даже в одной семье.

Мировая практика теорий воспитания детей

Различные составляющие воспитательного процесса и уникальности их комбинирования каждой отдельно взятой семьей делает воспитание неповторимым. Составляющие воспитательного процесса описаны мною в статье «На чем основывается воспитание ребенка?».

В различных странах с множеством культурологических и социальных особенностей применяются различные научно обоснованные теории и направления в воспитании детей, каждая из них ведет к тому, что в конечном итоге мы хотим получить на выходе ребенка с определенно развитыми свойствами.

В данной статье я опишу 4 различных подхода касающихся воспитания.

Теория привязанности

Джон Боулби в 1950-х годах описал свою теорию привязанности. Во время исследований психических нарушений пациентов детской клиники, он пришел к выводам о разрушительном влиянии разрыва матери и ребенка.

Он основательно исследовал эту связь, которую назвал привязанностью. Эта связь имеет биологический характер, то есть появляется в большинстве случаев с рождением и служит для выживания ребенка в различных условиях взросления.

Не так важно где ты родился и в какое время, главное, чтобы рядом была чуткая мать, безошибочно улавливающая тревогу своего ребенка и умеющая предложить ему ряд успокаивающих вариантов, один из которых удовлетворил бы эту потребность. Также мать создает безопасную и комфортную среду для ребенка, находится по возможности так долго с ребенком, пока он в этом нуждается.

Сторонники данной теории приводят множество фактов о том, насколько разрушительным для развития ребенка является отсутствие «эмоционально-привязанной» матери или другого близкого человека. Разрушенная привязанность вызывает у ребенка отсутствие базового доверия к этому миру, что рождает в последствии пессимистический взгляд на жизнь, во взрослом возрасте возникают различные проблемы социализации и выстраивания межличностных взаимоотношений.

Эти взгляды проявляются в настоящее время как позиционирование совместного сна детей и родителей, кормление по требованию, использование слингов для постоянного ношения ребенка с собой и т.д. Также благодаря этой теории увеличился срок по уходу за детьми во многих странах, в том числе и у нас. А в Швеции, например, родители могут воспитывать своего ребенка до 8 лет.

Теория привязанности — это переход к «детоцентрированному» подходу в воспитании, в центре которого стоят потребности ребенка.

Этот подход идеальный для детей, имеет ряд негативных моментов для его матери. Как написала Д. Уорнер, американская писательница, этот подход породил эпоху тотального материнства. Где мать (особенно если она еще и работает) несет двойную нагрузку, работая 24 часа в сутки, не имея возможности в полной мере удовлетворять свои потребности, так как следует в первую очередь в интересах своего ребенка.

Большое количество психологических травм человека происходит в детстве, и чаще всего они наносятся нашими самыми близкими людьми – родителями. Теория привязанности направлена на то, чтобы избежать травматики детской психики, а также делает процесс развития ребенка гармоничным и своевременным. Так он призван к доведению ребенка до полной психологической и физиологической самостоятельности и автономии в процессе его естественной сепарации от родителей.

Эта теория не гарантирует развитие невероятных способностей и талантов, она направлена на естественное и гармонию детско-родительских отношений и ребенка в этих отношениях соответственно.

Следуя этой теории главное держать баланс и учитывать потребности все членов семьи, иначе все потребности ребенка будут учтены, а мать и возможно еще кто-либо будут испытывать постоянный невроз из-за невозможности удовлетворить также и свои потребности.

Воспитание детей по разработанной системе Й. Хаарер (немецкого врача и педагога)

В противовес теории приязанности с ее детоцентрированностью, развитием в ребенке своего уникального Я и эмоционального интеллекта, стоит теория воспитания Йоханны Хаарер, которую она описала в своей книге «Немецкая мать и ее первый ребенок».

В 1945 году эта книга вышла на немецкую аудиторию огромным тиражом и стало пособием по воспитанию для матерей того времени. Можно сказать, что это было пособием по уничтожению привязанности.

Дети отделялись от матерей прямо после рождения в отдельную комнату, мать могла только строго по расписанию приходить и кормить ребенка, но не более 20-минут, считалось что это защитит его от микробов, а маме восстановить свои силы. Если ребенок плакал, но он не был голодный, грязный или больной, мать должна была на это не реагировать и закрывать дверь поплотнее, на руки малышей брать запрещалось, так как из-за этого дети превращаются в тиранов.

Все это способствовало воспитанию послушных, смелых, дисциплинированных людей, которые вы не шли на поводу у своих потребностей, а легко вписывались в общество, поддерживая его идеологию». Это было то, что нужно для поддержания нацистского движения в Германии.

Стоит отметить, что в настоящем времени теория привязанности распространилась и в Германии, разбавив тоталитарные воззрения на воспитание, оно приблизило воспитание детей к «золотой середине» к которой стремятся все родители. Как отмечает в своих статьях журналист Анастасия Митягина: «Здесь заботятся о детских потребностях, а также не забывают о потребностях родителей.

И все-же генетическое следование порядку у немецких родителей берет свое и они старательно устанавливают границы дозволенного поведения для своих детей. Но сами родители при этом не должны менять эти границы без особой надобности.

Данные границы, по мнению психологов, дают детям ощущение безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Дети практически с рождения воспринимают слова своих родителей как сигнал к действию или бездействию.

Когда немецкий родитель о чем-то говорит своему ребенку, он так уверен, что ребенок сделает то, что он сказал, что эта уверенность передается самому ребенку. А если, ребенок вдруг напроказничает, пока он не извиниться, об играх и развлечениях не может быть и речи. Крики, физическое наказание для немецких родителей исключены в воспитании детей, они стойки и терпеливы со своим устойчивым нордическим характером в отношении проявлений своих детей.

Теория многих воспитателей

Никто не оспаривает позитивное влияние привязанности, но в различных культурах она бывает разная.

Считается, что ребенок запрограммирован на поиск близкой связи с людьми, которые за ним ухаживают, и это заложено в его биологической программе для выживания.

Например, в теории Боулби, в этой связи участвуют ребенок и мать (или близкий родственник, няня), которая знает все потребности своего дитя и находится всегда рядом.

Но есть и другие национальные культуры, которые живут общинами и там привязанность формируется иначе, чем у нас.

Так в исследованиях Камерунских общин, было выявлено, что мать старается с рождения не привязывать ребенка к себе, а считается, что он должен установить связь со всеми членами общины, чтобы воспитывать детей сообща.

Так матери могут выполнять работу в общине, а ребенок может попросить помощи в удовлетворении своих потребностей у любого другого взрослого. В этом подходе считается, что одна мать не способна дать ребенку все, что ему необходимо.

Минусом этой воспитательной системы является то, что с рождения малышу необходимо подстраиваться под многочисленных «братьев, сестер, мам и пап» в этой общине. Чтобы ребенок жил в безопасности и ни в чем не нуждался, ему необходимо любить все свое окружение.

При большой смертности матерей в этих общинах, это играет положительную роль, так как случись такое, ребенка без всякой травмы утраты воспитает община, члены которой знают ребенка и его любят. Поэтому мать категорически отказывается выстраивать тесную связь со своим ребенком и заставляет его идти к другим людям, для выстраивания близких связей с ними.

Теория свободного (естественного) воспитания

Теория воспетая в свое время Ж. Руссо, была направлена на уход от насильственного воспитания аристократической и религиозной системы к развитию внутренней природы ребенка посредством погружения его в природу как таковую.

Руссо считал, что только благодаря природе и ручному труду естественным способом развиваются все органы чувств ребенка, он вырастает в свободную независимую личность, а давление и наказание делает из ребенка человека управляемым, не имеющим своего мнения. Описанная теория естественного воспитания была на то время революционной и из деспотического стиля воспитания призывала к полной демократии.

Несмотря на утопизм идей Руссо, который не учитывал, что ребенок – существо общественное и становление в обществе это один из важнейших аспектов воспитания, многое из его идей используются и по сей день как элементы современного воспитания.

В России этой теории придерживался Л.Толстой.

Большую популярность эта теория приобрела в воззрениях А. Нилла, который в своей школе Саммерхил, созданной для перевоспитания трудных подростков, смог применить на свободное развитие на практике и показать прекрасные результаты.

А. Нилл, как и Ж. Руссо, что дети, рожденные свободными существами, не нуждаются ни в каком давлении и наказании, иначе они теряют свою природную свободу. Причем свобода – это совсем не то, что вседозволенность. Детей побуждает к развитию не воспитатель, а обстоятельства (даже, если обстоятельства умело созданы воспитателем), т.е. принуждения как-бы нет, а ответственность за выбор ребенка лежит на самом ребенке.

Рамки заключаются только в создании взрослыми безопасных границ, обеспечивающих безопасность здоровья и жизнедеятельность ребенка и других людей. При условиях снятия давления и принуждения, проявляется все лучшее, что есть в детях, и они сами знают, что нужно для их развития. При этом воспитанники сами вправе и в состоянии выбирать свой жизненный путь и направление.

Согласно А. Ниллу самое главное в этой теории – это доверие к самому ребенку и в его природное стремление к хорошему.

У этой теории есть подводные камни, т.к. для ее реализации воспитатель должен быть очень высокой чистоты, каким был сам А. Нилл, и понимать к чему ведет каждый отдельно взятый момент воспитательной системы.

Следует понимать, что Нилл работал с уже практически сформированным ребенком – подростком, поэтому, возможно, работая по его системе с младенчества, мы бы смогли увидеть другие результаты.

Сейчас часто мы видим подмену идей свободного воспитания, когда выбирают стратегию жалеющую ребенка, и создается среда, в которой ребенок не будет перетруждаться и испытывать трудностей в своем развитии, но нужно заметить это не имеет ничего общего со взглядами основателей данного подхода.

Эксперименты свободного развития в некоторых других школах являются не столь радужными, т.к. где-то оно вырастало во вседозволенность, и дети терялись вообще и не способны были определить себя и свою жизненную реализацию. Случается, что в таких школах уровень знаний у учеников слишком низок, по сравнению с уровнем в традиционных школах.

Минусы развития данного направления включают его дороговизну и непредсказуемость конечного результата. Как и в привязанности мы создаем сам процесс, но гарантии, что с ребенком будет на выходе никто не дает.

Как вы уже, наверняка заметили, у каждой теории есть как плюсы, так и минусы. Нет совершенной системы воспитания идеального человека. А выбирать родителям приходится исходя из здравого смысла, мировоззренческих взглядов на устройство мира, того что им удобно использовать в процессе воспитания и сколько ресурсов они могут выделить на его организацию и пользы для всех участников процесса.